Мила Кириевская (myleneruj) wrote,
Мила Кириевская
myleneruj

Category:

Выставка Пикассо в Пушкинском музее

Previous Entry редактировать запись редактировать метки в избранное рассказать другу отслеживать Next Entry
Сегодня побывали на выставке Пикассо в Пушкинском.
Героически отстояли два часа в очереди. На входе, по ту сторону низкой ограды музейного двора, стояли два охранника - один пониже, другой повыше. Они пропускали по несколько человек через несколько минут. ))) Как обычно, в общем. Мы в очереди, пока стояли,  окрестили их апостолами Петром и Павлом, поскольку в данной ситуации именно у них были ключи от рая...

Наверно, это лестно - видеть столько молящих устремленных на тебя глаз зависимых от тебя людей. В основном, "апостолы" курили в сторонке, но как только один из них устремлялся к ограде, очередь вся подавалась к нему, словно волна прилива, а парень всего лишь выбрасывал в урну докуренный бычок, и очередь с общим вздохом разочарованным отливом подавалась назад. )

Некоторые особенно ярые любители Пикассо прорывались без очереди. Когда мы стояли еще далеко-далеко, то все возмущались этими внеочередниками, когда же уже подошли к самому входу, стало почти все равно, и только пожилой дядька, стоявший сзади нас и похожий на известного артиста, грозно запретил этим вновь прибывшим курить. )

Не сказать, что Пикассо меня прямо-таки потряс.

Выставка большая, экспонаты ее привезены из музея Пикассо в Париже, ну и, естественно, есть несколько работ из постоянной экспозиции Пушкинского музея.
От выставки у меня возникло двоякое ощущение, как всегда. Некоторые картины вызвали чувство, что художник просто глумился над своими зрителями. Признанный гений при жизни, как будто изгалялся: а нарисую-ка я вот такую вот штуку - и проверю, как на нее отреагирует публика! ).

А некоторые картины заставляли просто вздрагивать, настолько они прямо-таки взрезали душу.
По мере продвижения по залам, розовый период "Девочки на шаре", сменяется кубизмом, с прекрасным портретом Амбруаза Валлора


в этот период у Пикассо прослеживается тема музыкальных инструментов - особенно гитар, скрипок и мандолин, бутылок пива "Bas" и курительных трубок.

Затем классический период, озаглавленный устроителями выставки как "Русские балеты", поскольку в это время художник сотрудничал с российской театральной элитой. В этот период Пикассо познакомился со своей будущей женой - прекрасной русской балериной Ольгой Хохловой.

  Также период "Русских балетов" включает портрет сына Пикассо и Хохловой - маленького "Пауло в костюме арлекина" ; здесь же фотографии Пикассо с деятелями русского балета. На фотографиях Пикассо до смешного напоминает Леонида Утесова ).

Жан Кокто, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и Ольга Хохлова

Далее - снова кубизм - портреты Доры Маар, еще одной жены Пикассо, которую он ласково называл "плачущей женщиной", несколько картин с таким названием также присутствовали.
Мне понравился вот этот "Портрет Доры Маар":

Когда смотришь на эту картину, то создается полное ощущение расщепления пространства. Как будто Пикассо написал свою жену во всей совокупности ее состояний, выражений лица, своих внутренних представлений о ней, в различных световосприятиях... В общем, В КОМПЛЕКСЕ. И все это очень хорошо илюстрируется его высказыванием, записанным одним из его современников. Дословно цитату не приведу, но мысль Пикассо была такова - что надо брать реальность и изображать не просто ее реалистическое отражение, но ее глубинную суть.
Думаю, что ему это удавалось на все сто! Ведь, например, в этом портрете - несколько состояний его жены, несколько выражений лица, несколько настроений. И, несмотря на некоторую карикатурность портрета, думаю, встретив ее на улице, ее можно было бы узнать. Если хотите, Пикассо изобразил некий архетип своей жены (психологи поймут:))), то бишь ее изначальную идею, какой ее увидел художник. )))

Затем несколько залов посвящено военной теме (сороковые-пятидесятые годы), среди экспонатов которой мне наиболее запомнились две работы - т.н. "Бойня в Корее", где роботообразные мужчины собираются расстрелять дрожащую кучку обнаженных женщин и детей.

Пишут, что эту картину Пикассо сделал якобы по заказу вербующего его коммунистического лагеря ))).

И, конечно же, знаменитая "Гарника", которую на выставку не привезли, ибо она находится не в Парижском музее, а в Испании, но создание которой было представлено фотографиями Доры Маар. Трудно представить Пикассо без Гарники. Хотя в виде фотографий Доры картина не особенно прозвучала на этой выставке. Кроме того, выход с выставки (центральная лестница основной галереи) оформлена в качестве обоев фрагментами этой ужасающей картины. Гарника - это испанский город, который разбомбили фашисты. Просто налетели и разбомбили. И Пикассо написал картину прямо-таки "зубовного скрежета" в серо-черно-белых тонах, где все смешано и вылито в сплошные боль и ужас.


Затем идет целая галерея - период символизма. Глядя на картины, где изображены всяческие "обнаженные" - "лежащие", "в саду", "с камнем" и т.д.:

,
я подумала, что Пикассо с некоторых пор начал просто ненавидеть женщин... Ну вот не знаю, пришла такая мысль. Какие-то пошлые и отвратительные изображения, подчас даже откровенная расчлененка и натурализм. В сравнении с нежным и влюбленным портретом Ольги Хохловой... 

Еще одна картина, которая почему-то поразила буйством красок и произвела большое впечатление - это "Коррида. Смерть матадора". Поднятый на рога матадор в ярком алом плаще, который то ли плащ, то ли кровь... Белый конь с выпущенными наружу кишками. И все это в немыслимом ярком буйстве красок.

В предпоследнем зале, где выставлены скульптуры Мастера, на замыкающей стене - расположен большой экран, где транслируется беспрерывно фильм 50-х годов - седовласый Пикассо, который лицом к публике рисует картины на огромном стекле, расположенном между камерой и ним. Картины, создающиеся в реальном времени.
Это так хорошо, что есть такая запись...


В общем, выставка произвела очень большое и очень разнообразное впечатление. Многое я, конечно, упустила. Это всего лишь сумбурный субъективный взгляд. Импресьон. Есть над чем подумать, видно, что человек метался в своих творческих помыслах из крайности в крайность, от красивого до безобразного и до их причудливых полупсихопатологических смешений, но несомненно одно - он гениален.
Записала одну его фразу, которая мне запала в душу. Я записала ее не всю. Поэтому начало приведу так, как я его поняла. Сначала Пикассо говорит, что люди придумывают себе фетиши, чтобы спасаться и быть свободными от непознанного и от духов.
А дальше уже приведу записанную цитату:
"... Когда мы придаем духам форму, мы становимся независимыми. Духи, бессознательное, переживание - это все одно и то же. Я понял, почему я стал художником." (П.Пикассо, процитированный Андре Мальро, 1974 г.).

Путанный рассказ завершаю советом всем сходить на выставку. Не пожалеете. Пройдете весь творческий путь вместе с великим художником.
И окружение там хорошее - даже в зябкой очереди стоять было весело. И очень много молодежи.
Вот так.

Tags: Остался у меня на память от тебя-а портр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments