?

Log in

No account? Create an account
"Лучший русский рисовальщик" - Пикассо об Анатолии Звереве - Мила Кириевская
Март 6, 2014
01:54 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
"Лучший русский рисовальщик" - Пикассо об Анатолии Звереве

Автопортрет АЗ, один из нескольких сот.)

Кто-то известный сказал, что если взять все творчество Анатолия Тимофеевича Зверева, то получится целый срез, пласт московской жизни за три десятилетия 50-х-80-х годов ХХ века, потому что возникает ощущение, что он написал портреты ВСЕХ окружавших его тогда москвичей, нарисовал все дворы, все деревья, церкви, дома, которые только попадали в поле его зрения. Кроме того, разноплановость и многогранность этого художника, который по сути и не получил художественного образования (его образование - это ремесленное училище по специальности "маляр-альфрейщик"), действительно поражает. Студенты художественных училищ, бегающие по выставке за своими преподавателями, только и пытаются поспевать за словами: это такой-то "-изм", это - такой-то: импрессионизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм et ctr...

Выставка выстроена очень необычно. Сначала, без буклета, без направляющих жизнеописаний и даже без подписей под картинами, я просто ходила и разглядывала их и окружающих людей, не зная, на что, собственно, опереться. Люди, такие же как и я, растерянные, собирались кучками вокруг смотрителей и что-то узнавали, другие же беседовали со знанием дела... Поразило количество народа в музее в этот будний день недели моего дополнительного отпуска. В основном, конечно, это была московская пенсионного возраста интеллигенция, но и праздно шатающаяся молодежь присутствовала в довольно-таки большом количестве.

Рекламные буклеты уже два дня как закончились, потому что устроители выставки не ожидали такого ажиотажа. Но я дождалась-таки тоже очень необычной "экскурсии", которая была проведена "не сходя с места" перед большим экраном с наплывающими видеорядами картин.... Но об этом потом.

Итак, поскольку я в конечном итоге немного освоилась и послушала экскурсию, могу и рассказать о выставке более упорядоченно...
Выставка посвящена грядущему открытию Музея Анатолия Зверева в Москве. Состоит из 4-х залов. Своеобразным путеводителем по залам служат протянутые как стрела сквозь все залы свисающие с потолка стенды, на которых - изречения Зверева и его фотографии. Например, изречение "Садись, детуля, я тебя увековечу" - плывет над залом с портретами :).



Или вот:



Итак, что называется, слева направо.
Зал № 1 - "Кинозал" - место, где перед экраном расставлены стулья, и транслируется несколько подготовленных специально для грядущего открытия Музея Зверева фильмов; свободных мест здесь не было. Фильмы транслируются, я бы сказала, несколько абстрактные, без привычной конкретики и описаний. Первый фильм - это как бы небольшой экскурс в ту московскую жизнь, современником и живописцем которой был Анатолий Тимофеевич. Например, дается кадр из фильма "Три тополя на Плющихе", и он смонтирован таким образом, что Олег Ефремов везет на заднем сидении Зверева, который смотрит в окно. И тут же кадр с картинами Зверева. Интересно. Без комментариев... Другой фильм - построен как интервью о Звереве известных в той Москве людей. То есть, жизнь художника преподносится как абстрактная картина - мазками. Еще один фильм, где Алика Костаки, дочь Георгия Костаки - известного коллекционера и ценителя таланта Анатолия Зверева, дарит будущему Музею Зверева картины (более 700 произведений) и рассказывает о них и о художнике.



Зал № 2 - состоит из нескольких тематических "уголков". Один из них - "Зверев в огне", по названию одноименной выставки, когда-то проходившей в Москве. Дело в том, что еще в те давние годы большое количество картин Зверева хранилось на даче у Георгия Костаки, когда там случился пожар. Костаки был в ужасе, полагая, что все произведения пропали, но Зверев только пожал плечами в ответ на известие о пожаре и сказал примерно следующее: главное, что все живы, а картины я новые нарисую.
Собственно, по воспоминаниям о нем, в этом был он весь. Веселый, жизнелюбивый балагур, о котором ходило очень много историй-анекдотов, он был очень небрежен в одежде, любил выпить и подчас ночевал прямо на полу среди своих картин... Похоже, что ему было все равно, что о нем могут подумать окружающие. И опирался он - судя и по его картинам в том числе - только на внутреннее, глубину, духовность. А внешнее - что же... Оно преходяще.
...Однако картины при пожаре не погибли. Они, как оказалось, не горят, как и рукописи. Стопка бумажных полотен, поскольку была очень плотно спрессованной, обгорела только по краям... Тогда и появился "Зверев в огне".


Видится в этом нечто Вийоновское. Или Хитрованское ). По крайней мере, глядя на эти лица, можно очень легко представить Москву замоскворецкую или Москву сокольническую и словно видится окружающая эти характерные лица обстановка и атмосфера...



Также в зале номер 2 имеются "уголки" Женских портретов, Анималистики (где изображены животные), Пейзажей и Натюрмортов. Я сфотографировала то, что наиболее понравилось. Но сюда, к сожалению, многое перенести не могу, потому что проблемы в ЖЖ со вставлением фотографий даже по ссылкам с других ресурсов как были для меня актуальными, так и остаются, редактор ЖЖ переносит их с искажением или перевернутые, и что с этим поделать, я не знаю. Поэтому вот ссылка на все, что я сфотографировала:
http://fotki.yandex.ru/users/tersia/album/213585/?p=1


Я не знаю мнения критиков про эти картины... Но мне показалось главное - они - живые. Такое ощущение, что он стремился изобразить не внешность, не соответствие формы - форме, не похожесть, а некую внутреннюю сущность, внутреннюю идею, вложенную в того или иного человека. Так же он писал и весь окружающий мир.  Вот церковь... И вдруг неуловимо слышится перезвон колоколов, чувствуется прохлада воздуха, солнечные блики как будто оживают на куполах. Она живая. Или вот человек -  а это не его внешняя оболочка, а его сущность, которая проступает сквозь оболочку. Иногда у меня возникало ощущение, что в портрете Зверев изображал всего человека со всеми его мыслями (злыми и добрыми, или нейтральными), и даже его ауру, видимую ему... Как если бы к человеку прилагалось описание его рода деятельности, жилища, увлечений и мировоззрения. Удивительное ощущение. Даже для такой экзальтированной барышни, как я.)
Экскурсовод сказала, что он написал несколько сот автопортретов... Но глядя на этого художника и зная хотя бы немного о его жизни, никак нельзя даже предположить, что он - нарцисс и занимался самолюбованием... Получается, что он таким образом познавал мир. А поскольку мы, люди, каждую минуту, каждую секунду меняемся в этом мире, то и излучение наше меняется, и взгляд, и даже ощущение мира и преобладание темного или светлого в душе... Он, наверно, пытался уловить все оттенки. Свои и своих близких людей. У меня даже возникало ощущение, что он спешил быстрее, пока не пришел новый переход в новое свойство, изобразить то, что увидел здесь и сейчас.... Наверно, это можно сравнить - очень отдаленно - с фотографированием. Когда вот он - полутень, полублик, полувзгляд, полувздох - хватаешься за фотоаппарат - эх, а уже все поменялось... Зверев - велик в своем умении ловить эти полублики и полувздохи. Ведь он их запоминал и переносил на холст...

Зал № 3 - "Читальный зал", где на трех экранах демонстрируются книги с иллюстрациями Зверева. Там же расставлены столы, где можно подержать в руках эти книги и посмотреть иллюстрации. И там мест тоже не было). Книги эти продаются тут же, на входе, но к моему приходу уже были почти раскуплены. Впрочем, они будут продаваться в Музее, который скоро откроется в Москве. Это иллюстрации Зверева к сказкам Андерсена, к произведениям Гоголя, к "Метамарфозам" Луция Апулея...



Еще представлены книги "Анатолий Зверев. 100 автопортретов" и "Зверев. Любовь", где описана история любви в портретах, фотографиях и стихах. У Анатолия Тимофеевича есть много стихов. И они тоже по-своему удивительные, хотя я не очень люблю такой стиль. Тот же, что и в картинах. Мазки, мысли, ухваченные на лету и перепрыгивающие одна на другую. Видно, что он писал, не причесывая, не выравнивая, а как приходит в голову, открывал этот поток, ничем его не ограничивая. Некоторые из стихов выставлены в "Читальном зале" на стенде, и там же - отзывы тогдашнего московского бомонда о полуподпольной квартирной выставке, устроенной когда-то Костаки...



Вот еще одно из стихотворений - на "путеводительном" стенде.


В этом и все его картины - они такие же. Есть кадры, где кто-то снял на камеру, как Зверев пишет картины... Он не смотрит на полотно. То есть, даже взгляд его направлен в какую-нибудь другую сторону - например, на оператора. И при этом у него какой-то поражающий, но понятный любому творящему человеку, взгляд "внутрь себя". Даже когда он смотрит на зрителя, это взгляд внутрь... Его манеру письма, исходя из этих кадров, можно, наверно, сравнить с игрой очень виртуозного музыканта, который, кажется, играет так легко, что ему это ничего не стоит... И кажется, что любой так сможет.

А еще на квартирниках, устраиваемых Костаки, проводились такие эксперименты -  люди кидали художнику под ноги бумагу, а он совершенно беспорядочно, как казалось, поливал их краской или водой для полоскания кистей... А получались картины. К слову, у него подчас и красок-то не было в наличии... Человек, по-настоящему свободный от условностей, в чем-то блаженный - и в глазах других людей и сам для себя. Редкое качество. Мы ведь все ограничены какими-то условностями - так или иначе.

Зал 4 - Автопортреты, Женские портреты, "Странные люди", "Город", "Лиля", "Ню" и Супрематика.

В молодости Зверев был влюблен в среднюю дочь Костаки - Алику, которую называли Лилей. И однажды за одну ночь он написал 60 ее портретов.... Когда эта информация была произнесена, стало понятно, что собрать все его творчество невозможно. Это был поток, Ниагарский водопад из бликов, теней, ощущений и глубокого видения сути лиц и явлений.

Супрематика. Новое для меня слово, и я просто щелкнула айфоном, не вполне вдумываясь в то, что вижу. Бывает так - понимаешь, что здОрово, но почему - не понимаешь. У меня так часто.)

Ню. Отсылка к Пикассо, который вроде как не видел этих работ (а интересно, что бы сказал?) :). Хотя я опять же - просто щелкнула здесь айфоном.

На большом экране в Зале №4 показывается нон-стопом удивительно хорошо подобранный видеоряд из картин. Слава видео-художнику, который все это уловил - все сделано с очень большим пониманием.... К экрану можно разместиться близко-близко, и тогда на тебя просто наплывает это обилие образов и картин, и остается только смотреть совершенно уж завороженно, словно ныряя в экран или паря над изображением.
Вначале - первыми кадрами - транслируется макросъемка одной из картин - и это воспринимается как наша планета из космоса. Так и сделано, чтобы был такой эффект.


Потом - наплывающие портреты в обилии и многообразии красок и форм -  Москва тех лет в лицах...


Они все увеличиваются и увеличиваются...


...и из них в итоге выделяются два портрета. Автопортрет Художника, который я уже разместила в начале этого поста, и портрет его возлюбленной Оксаны Михайловны Осеевой. Кстати, верхний левый рисунок - это тоже автопортрет Зверева.

Оксана Михайловна и Анатолий Тимофеевич были уже в довольно-таки зрелом возрасте, но он писал ее всегда молодой, звенящей, такой фарфорово-фиалковой и прекрасной (а главное, всегда удивительно похожей на себя), и говорил то, что неудивительно, опять же, слышать любому глубоко чувствующему человеку: он говорил, что пишет ее душу...

Портрет Оксаны Осеевой.
После ее смерти Зверев прожил менее года...

Вот, в общем-то и весь небольшой экскурс...

И вот завершающий кадр:



... И все-таки Анатолий Тимофеевич чем-то, каким-то общим светом и неуловимым внутренним ощущением напоминает мне Максимилиана Волошина...



Тем, кто героически дошел до конца -
Спасибо за внимание!

И еще раз ссылка на все отснятые фотографии, выложенные на моем ресурсе на яндексе, если кому-то будет интересно.
http://fotki.yandex.ru/users/tersia/album/213585/?p=1

Tags: , ,

(Оставить комментарий)

Разработано LiveJournal.com