Мила Кириевская (myleneruj) wrote,
Мила Кириевская
myleneruj

Category:

О выставке Сальвадора Дали в Пушкинском музее

- Каждое утро я просыпаюсь с мыслью, как прекрасно, как удивительно и какое везение быть Сальвадором Дали! -
Немного неточно цитирую его же фразу. Но смысл тот самый. ))

Еще раз поняла и прочувствовала - удивительный художник, удивительная жизнь, удивительная любовь.
Как я вчера поняла из рассказов и фильма, встретив свою Елену Дьяконову, впоследствии всемирно известную Галу, так или иначе присутствующую почти на всех его картинах, Дали прожил с ней пятьдесят счастливых лет, а когда она умерла, добровольно заточил себя в замок, где и провел остаток дней практически в одиночестве и болезни, так, вероятно, и не справившись с болью от утраты...

Вот так он всю жизнь и рисовал... Только одну женщину ))

Выставка в Пушкинском устроена так. Как только входишь, тебя "встречают" над парадной лестницей огромные сюрреалистические фигуры, свисающие с потолка - старцы-не старцы, волшебники-не волшебники - носастые, в черных колпаках и треугольных длинных белых балахонах с черными крестами и бахромой. Такие фигуры были изготовлены для карнавального бала в Венеции в 1951 году по эскизам Сальвадора Дали. Карнавал устраивал богатейший человек Карлос де Бестигьи в своем особняке, и праздник впоследствии назвали вечеринкой века, поскольку размах был соответствующий.

Сами работы выставлены не в хронологическом порядке, а, скорее, по некоему задуманному плану. Ранние работы чередуются со зрелыми, поэтому по выставке плывешь как по волнам - то кубизм, то реализм, то импрессионизм, то классика , то, конечно же, сюрреализм - но все, разумеется, в стиле так называемого параноидально-критического метода, который провозгласил сам художник.

"Строжайшая логическая систематизация самых что ни на есть бредовых явлений и материй с целью придать творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям.." - так характеризует Дали в своем "Дневнике одного гения" сущность своего параноидально-критического метода.

В этот раз и благодаря такому построению у меня создалось впечатление о Дали как о художнике-зеркале.
Вот здесь он отражает Рафаэля.

(Вознесение Св. Цецилии)

Вот здесь - Рене Магритта...

(Рассвет, день, закат и сумерки)

Здесь - Микеланджело...

(Голова Джулиано) - кстати, в нашем же Музее Изобразительных искусств (там же) можно посмотреть на копию с оригинала капеллы Медичи, где и находится статуя Джулиано.

Здесь - он импрессионист:

(Вид Кадакеса с обратной стороны)

А здесь он просто сам Пикассо:

(Парижская манекенщица)

Ну а здесь - он великий Сальвадор Дали в комплексе всех классиков и современников, но одновременно самостийный, индивидуальный и ни на кого не похожий...

(Нос Наполеона...)

Подобно тому как музыкант, взрослея, охватывается творчеством своих предшественников и современников, перенимая отдельные их черты, так же и Дали, вникая в творчество классиков и современников, отражал их в своих работах, иногда даже вписывая произведения своих кумиров в собственные картины. Вот, например, Гала, созерцающая явление инфанта Балтасара Карлоса, а вот и сам Веласкесовский инфант – точь-в-точь перерисованный с картины Веласкеса - парит в небе над окном, возле которого сидит она - Гала... Или это не Гала, а просто полутень...


Так они и являются в наши сны - образы и тени прошлого и настоящего - в окружении наших собственных значимостей, представлений и случайных деталей и предметов обстановки, когда-либо виденных.
Дали называл себя автоматом, неустанно фиксирующим образы подсознательного. Его картины можно рассматривать часами и находить там все новое и новое...
Еще удивительно в Мастере то, что 20-й век с его спешкой, круговоротом событий, с его ураганной неточностью в мазках, на Дали совершенно не отразился. Есть у него картины, "отражающие" импрессионистов ("Вид Кадакеса", например).
Но в целом для него характерна классическая точность и тщательность нанесения мазков, создающих очень четкие линии...

(Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече...)
Это очень маленькая картина - практически такого же размера, как и тут - в ленте ЖЖ. Но очень четкая...

Две галереи по бокам парадной лестницы музея содержат иллюстрации Дали к первой части "Дона Кихота Ламанчского..." Сервантеса (по одной стене), и к "Жизни Бенвенуто Челлини"- автобиографическому роману художника.
Иллюстрации потрясающие. Возле каждой хочется сесть и по часу рассматривать. Выкладывать ничего не буду лень искать =), приходите и посмотрите сами. В отдельном зале постоянно в круговом режиме транслируется небольшой фильм про Художника и Галу (что, собственно, вообще теперь мне рисуется одним целым - Дали и Гала), а в соседнем зале - фотографии.

Меня, как обычно не по делу, увлекла одна маленькая деталь.
Это фотография - на ней изображен молодой Дали в окружении своих друзей, среди которых две девушки - все они сидят в кружок на песке, ногами к центру, и каждый откинулся в картинной позе назад, а кто-то просто смеется, сам Сальвадор куда-то показывает рукой. Под фотографией перечисляются изображенные на ней знаменитости. И про одну из девушек написано: неизвестная женщина.
Она полусидит, томно запрокинув голову назад, но все равно видно, что она красива и явно получает удовольствие от ситуации... 1931 год...
А теперь ее никто не знает... Кто ты, Неизвестная?... И уже, наверно, неживая... А была ли ты вообще или объектив фотографа запечатлел призрака?
Фотографическая материализация случайной упорядоченной детали в сюрреалистических снах с параноидально-критических картин Дали...
Ну да это мои заморочки.

Кстати, на 4 курсе Академии художеств Дали заявил экзаменаторам, что они недостаточно компетентны, чтобы оценивать его работы. За это его из Академии исключили. Когда человек так заявляет, еще ничего не достигнув, он, чаще всего и скорее всего, просто выскочка и самодур, и смотрится это жалко.
Но бывает и другой случай - когда он гений и просто знает это.
В случае с Дали - это был очень редкий второй вариант. И экзаменаторы действительно были некомпетентны для того, чтобы оценить всю мощь его таланта.

Всем советую посетить выставку. Приходить лучше с самого утра (музей открывается с 10 часов), иначе дальше рискуете долго простоять в очереди. Много желающих, и уже где-то часов с одиннадцати очередь начинает неумолимо огибать ограду сада перед музеем, а дальше - змеиться за его основное здание.

И... Напоследок....

Всем желаю такой же любви, как тут описано.

И себе тоже.

*Хотя в Википедии, например, про них пишут несколько другое...

Tags: Пушкинский музей, Сальвадор Дали, выставка Сальвадора Дали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments